Статья Игоря Маскалевича в «Зеркале недели. Украина» № 3, 28 января 2011:
В Донецке закрыли последнюю шахту, прекратив добычу коксующегося угля. Почти полутора тысячам шахтеров предложили поискать новое место работы. То, что в этом оказались «виноваты» Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, никого не удивило. Правда, среди „виноватых“ упомянули и Рината Ахметова.
Дело происходило в 2009 году в России. Закрываемая шахта „Западная“ находилась в г. Донецке Ростовской области (город основан в 1955 году). А это — восточный Донбасс Российской Федерации. О его существовании многие уже стали забывать. В советские годы он по факту был младшим братом „большого“ Донбасса, ну а потом у каждого начались свои проблемы.
Но если в независимой Украине словосочетание „угольное лобби“ звучит гордо, то в Москве тон задают не угольщики, а нефтегазовый сектор. Это обстоятельство имело массу последствий, в числе которых масштабная реструктуризация отрасли в период с 1993 года. В результате ее вывели на безубыточную работу. Но цена такой реформы высока: численность работающих в угольной отрасли сократилась с 860 до 230 тыс. человек.
Только за первые пятнадцать лет реформирования закрыли 188 шахт и 15 разрезов. Изменения коснулись 67 шахтерских городов и поселков.
Основной удар пришелся по подземной добыче — из 220 шахт осталось только 91, включая построенные за период реформ. Добыча перешла в открытые разрезы (полторы сотни которых дают две трети добываемого российского угля).